0302159 3

Нынешнее время разительно отличается от предыдущего: здесь правит техника и товаром выступает информация.Все большее число людей могут с уверенностью заявить, что 21 век — век информационных технологий, потому что эти самые технологии не отпускают их в реальную жизнь. Они целиком и полностью живут в Интернете: у них виртуальная любовь, дружба, и даже свои эмоции они выражают электронным языком – смайликами.

Как же научить детей, подростков живому общению, умению проявлять и контролировать свои чувства, эмоции? Как научить сопереживать сердцем, душой, а не простым проявлением вежливости в виде смайлика, отправленного автоматическим нажатием кнопки гаджета?.. На мой взгляд непростые вопросы, но, как и любые другие, они решаемы. Одним из путей приобщения молодёжи к слову, является проведение конкурса «Живая классика». С моей точки зрения, название конкурса очень символично: ребята не просто пересказывают содержание того или иного произведения, а стараются донести его смысл, суть, читая отрывки наизусть, глядя в глаза слушателям, проявляя искренние эмоции, следуя своим чувствам.

Вот уже шестой год в нашей школе проводится конкурс чтецов прозаических произведений «Живая классика», в котором принимают участие обучающиеся 5 – 10 классов. Конкурс Всероссийского уровня и состоит из нескольких этапов: классного, школьного, муниципального, краевого, федерального. Целью конкурса является повышение интереса к чтению у школьников. Для реализации этой цели конкурс решает следующие задачи: формирование привычки к чтению, развитие эмоционального интеллекта, читательского вкуса, навыков выразительного чтения на основе глубокого осмысления текста; расширение читательского кругозора детей через знакомство с произведениями русской литературы XVIII-XXI вв., с современной русской детской и подростковой литературой, с зарубежной и региональной литературой; поиск и поддержка талантливых детей, создание социального лифта для читающих детей, формирование сообщества читающих детей; знакомство школьников с возможностями современных библиотек, создание сетевой среды, пропагандирующей чтение как ценность.

Подготовка к школьному этапу началась с начала текущего учебного года. В 5а классе, в котором я веду уроки литературы, в декабре был проведён Фестиваль семейного чтения «Книги о важном», для которого выбрали повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда»: произведение о сверстниках пятиклассников и хорошо знакомое родителям. Одним из условий участия в фестивале было совместное выступление детей и родителей. Заранее группами-участниками готовилась реклама книги, выразительное чтение по ролям отрывка повести и викторина по содержанию произведения для команды-соперницы. Все ребята без исключения принимали участие в обсуждении повести, поступков героев книги, познакомились с Тимуровским движением, которое существует и в наши дни. К сожалению, не всем родителям удалось прийти на фестиваль, но их поддержка чувствовалась во всём: в составлении рекламы книги (особенно интересен был рэп о Тимуре и его команде), в подборе вопросов викторины, в создании иллюстраций. С какой теплотой и гордостью говорили ребята о совместной подготовке с родителями, о проведённых вместе репетициях! Хочу сказать слова благодарности родителям Беляева Вани, Волченко Артёма, Денисовой Насти, Ложкиной Даши, Матвеевой Ксюши, Муравского Дениса, Назаровой Ани, Писаревой Нины, Притчина Андрея, Скревской Леры, Слезко Яны, Соколой Ани, Троян Семёна за помощь, благодаря которой были реализованы творческие идеи коллектива класса и мои, как учителя литературы. Спасибо огромное за уделённое время и демонстрацию замечательного примера родительской поддержки, которая важна не только детям, но и педагогам.

Продолжилась подготовка к школьному этапу конкурса проведением «Недели Живой классики», организованной библиотекарем нашей школы Тараник Ульяной Сергеевной. Были оформлены выставки книг, на которых ребята имели возможность познакомиться с литературными новинками, фондом школьной библиотеки. Можно было выбрать книгу для представления понравившегося произведения на школьном этапе конкурса. Была организована фотовыставка «История конкурса «Живая классика».

И вот настало время школьного этапа «Живой классики», организатором которого была Нина Петровна Боцех, учитель русского языка и литературы. Конкурс проходил в два тура: для учащихся 5 – 6 классов и 7 – 10 классов. Приняли участие 33 человека.

Это был воистину Праздник Живого Слова! Вставая перед слушателями, чтецы, глядя в глаза присутствовавшим, рассказывали о жизни героев. Мы вместе с ними испытывали чувство гордости за Тимура и его команду, боролись за жизнь с героем Джека Лондона, восхищались «Партизанкой Ларой», переживали за главную героиню повести «Чучело», улыбались, слушая юмористическую историю о «Заслуженной оценке», умиляясь самобытностью родной Камчатки, слушали корякскую сказку «Сохолллылан», затаив дыхание, читали «Письмо Богу»…

Победителями конкурса «Живая классика» среди учащихся 5 – 6 классов стали: Скревская Валерия, 5а класс (учитель Смага Е. В.); Соколова Анна, 5а класс (учитель Смага Е. В.); Денисова Анастасия, 5а класс (учитель Смага Е. В.); Бакас Артур, 5б класс (учитель Дробышева Л. А.); Семёнов Артём, 6а класс (учитель Боцех Н. П.). Дипламы лауреатов получили Равбецкая Софья, 6а класс (учитель Боцех Н. П.) и Ахайне Алина, 6б класс (учитель Дробышева Л. А.).

Глубоко эмоциональными, чувственными были выступления старшеклассников. Ребятам удалось читать, словно рассказывая историю собственной жизни или историю близкого человека. Именно актёрское мастерство конкурсантов способствовало проявлению эмоций у зрителей: слышались невольные всхлипывания во время рассказа о судьбах героинь повести «А зори здесь тихие»; звенящая тишина царила в аудитории, когда звучал «Небольшой рассказ о войне»; не одна слеза скатилась из глаз школьников и педагогов во время прочтения отрывка из повести «Матерь человеческая»; а прочтение отрывка из «Цинковых мальчиков» повергло слушателей в невольное оцепенение, заставляя задуматься о жизненных ценностях, значимости родных людей в нашей судьбе.

В конкурсе «Живая классика» среди учащихся 7 – 10 классов победителями стали Калашникова Нина, 10 класс (учитель Дробышева Л. А.) и Масло Михаил, 10 класс (учитель Дробышева Л. А.). Дипломами лауреатов награждены Пиманова Арина, 8б класс (учитель Боцех Н. П.) и Круглов Максим, 10 класс (учитель Дробышева Л. А.).

Не один день в коридорах школы слышалось обсуждение конкурса: кто-то ещё находился под впечатлением услышанного, кто-то обменивался информацией о прочитанной книге, кто-то просил рассказать товарища, что было дальше в повести. Это говорит о том, что мы, педагоги, готовившие ребят к этому конкурсу, выбрали верный путь взаимодействия с учениками, литературой, книгой. Нина Петровна, Людмила Александровна, ребята Вам доверяют, а это значит немало в нашей, учительской, профессии.

Спасибо вам, дорогие ребята, за то, что умеете переживать, чувствовать, за то, что не позволяете очерстветь своим сердцам, за то, что вам не чуждо Живое русское слово!

Смага Елена Викторовна, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы МКОУ «Тиличикская средняя школа»