03022019 11

Каким должен быть современный учитель?

Может, строгий, серьезный, холодный и злой?

Или должен быть мягким он, словно родитель,

Точно так же делиться своей душой?

В январе 2019 года в МКОУ «Тиличикская средняя школа» прошёл конкурс «Учитель года – 2019», в котором принимали участие уважаемые коллегами и любимые учениками педагоги: Нина Петровна Боцех, учитель русского языка и литературы, Олеся Валерьевна Калашникова, учитель химии и биологии, Виктория Николаевна Печенко, учитель математика, информатики и ИКТ.

Конкурс состоял из нескольких этапов. Один из них – визитная карточка. Мероприятие проходило в актовом зале школы. Было оно необычно уже тем, что учащиеся находились в зрительном зале, а учителя выступали со сцены. Несмотря на то, что педагоги выступают перед аудиторией всю свою жизнь, каждый участник конкурса переживал и дрожащим от волнения, нахлынувших воспоминаний, голосом говорил о главном: о своей семье, о своих увлечениях, о педагогической деятельности и, конечно, об учениках, ответственность за судьбу которых и составляет смысл жизни Учителя.

Из выступления Нины Петровны мы поняли, сколько в её сердце материнской любви по отношению к своим сыновьям и дочери и сколько гордости за успехи и достижения своих учеников. Трогательно, с умилением и чувством достоинства представляла Нина Петровна награды учащихся школы за победы в конкурсах сочинений, чтецов лирических произведений, чтецов патриотической поэзии, чтецов прозы «Живая классика». И в каждой из этих побед есть и её, учительское слово. Разве не заслуга учителя русского языка и литературы в том, чтобы научить современных подростков не просто читать, а чувствовать слово, понимать, преломлять его значение через призму собственных эмоций?.. На это способен мудрый, опытный, неравнодушный к детям педагог, которым и является Нина Петровна. На данном этапе Нина Петровна стала победителем в номинации «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей».

Эмоциональным, зажигательным, позитивным было выступление Олеси Валерьевны Калашниковой. Личность многогранная: творческая, ищущая, мобильная, идейная. Третий год Олеся Валерьевна работает в МКОУ «Тиличикская средняя школа», но уже с первых дней завоевала любовь и уважение детворы. Как ей удаётся? Об этом и рассказывала Олеся Валерьевна в своей визитной карточке: о сказках на уроках химии, о многочисленных экспериментах, проводимых с учениками на уроках биологии, о захватывающей (причём не только ребят, но и самого учителя) проектной работе на уроках и во внеурочной деятельности: на факультативах, кружках, которые ведутся, начиная с 5 класса. О чём ещё поведал учитель? О том, что работа – свет без которого полноценная Жизнь просто невозможна, а ученики – источники тепла, вдохновения. И это действительно так! Учащиеся 6б класса, в котором Олеся Валерьевна является классным руководителем, не оставили её один на один со зрителями: переживали за кулисами, волновались, теребя краешки своей одежды, поддерживали эмоционально и пытались подсказывать из зала, а в конце выступления вместе с Олесей Валерьевной пели на сцене и танцевали. Разве не таким должен быть современный учитель? Именно таким!!! В конкурсе визитных карточек Олеся Валерьевна победила в номинации «Учитель – моё призвание, моя жизнь».

Вы знаете, что такое байт, бит,дизъюнктор, интерфейс? Нет? Тогда вам обязательно нужно на уроки к Виктории Николаевне Печенко. Она учитель, влюблённый в свой предмет – информатику. Её выступление по представлению визитной карточки было связано с использованием Информационно-коммуникативных технологий. Органично переплелись в выступлении компьютерные «фишечки» и живой голос, мечты и реальность, любовь к профессии и забота о семье. Виктория Николаевна работает со старшеклассниками. Эта категория учащихся относится к молодёжи энергичной, своенравной, максималистичной. Чтобы добиться взаимопонимания с ними, педагог должен идти в ногу с ребятами, но всегда оказываться на полшага впереди. Виктория Николаевна так и поступает: учит сама и учится у ребят. По моему убеждению, это одно из основных качеств современного педагога. Виктория Николаевна – победитель в номинации «Учитель, горячо влюблённый в своё дело»

Как бы красиво ни говорили мы о профессии учителя, индикатором качества его работы является урок. Если ученики идут на урок с удовольствием и не реагируют на звонок, оповещающий об истечении заветных 45 минут, значит, человек, стоящий у доски – источник познания, маяк в информационном море. Урок… Что можно успеть за 45 минут? Оказывается, очень много. В этом убедились члены жюри, присутствовавшие на уроках учителей-конкурсантов. В составе жюри были Смага Елена Викторовна, заместитель директора по УР, организатор конкурса, Гагаринская Ирина Ивановна, директор школы, председатель жюри, члены жюри: Корышева Надежда Семёновна, советник по вопросам образования ООДДО администрации Олюторского МР, Константинова Полина Константиновна, учитель английского языка, Яковлева Ольга Викторовна, учитель изобразительного искусства, Соколова Наталья Владимировна, учитель начальных классов.

Урок биологии, 5 класс. Урок-исследование. За 45 минут пятиклассники-непоседы, работая в группах, провели опыты, доказывающие химический состав клетки, изучили теоретический материал, ответили на вопросы викторины, собрали пазлы и прокомментировали получившееся изображение с точки зрения биологии, выступили в качестве аналитиков, устанавливая причинно-следственные связи в развитии клетки, выполнили две самостоятельные работы, которые оценивали сами или друг у друга, заполнили свои оценочные листы, сформулировали и задали вопросы по кругу, получили исчерпывающие ответы на них из уст одноклассников, отметили, что нового узнали на уроке, получили домашнее задание. Много или мало успели за урок? И это ещё не всё! Успели потанцевать, изображая движение органоид в клетке. Чтобы организовать учащихся на такую содержательную работу, учитель должен выработать свою систему, которая, как и любой механизм, настраивается постепенно: учить работать с информацией; работать в группе, выслушивая и принимая мнение одноклассников; учить организовывать рабочее место; работать с лабораторным оборудованием и посудой; учить не только слышать информацию, но и анализировать её, выделять главное. Олесе Валерьевне удалось представить свой урок, как отлаженную систему педагогического общения учителя и учащихся. Кстати, звонок с урока ребята не услышали. Олеся Валерьевна получила Диплом за победу в номинации «Надежда образования»

Сдержанными, сосредоточенными, взвешивающими важность каждого своего ответа увидели мы девятиклассников на уроке информатики. Все члены жюри обратили внимание на взаимопонимание, существующее между учителем, Викторией Николаевной Печенко, и её учениками. Не нужно было много говорить, объяснять, рассказывать. Учителю достаточно проинструктировать о выполнении того или иного задания – и процесс самостоятельного выполнения пошёл. На данном уроке учитель руководил процессом, а не навязывал его. Поэтому и работа была плодотворной: повторили изученное, вспомнили давно пройденный материал, проанализировали новую информацию, сделали вывод, что не такая уж она и неизвестная, поэтому необходимое определение сформулировали девятиклассники самостоятельно. Только ежедневная работа над совершенствованием собственной педагогической системы может позволить учителю добиться успеха учащихся на уроке. Виктория Николаевна – победитель в номинации «Уверенный шаг в профессию».

Давайте поговорим о любви. Что может более расположить учащихся к беседе, чем такое приглашение. Тем более, когда ты восьмиклассник и таинства взаимоотношений тебя влекут всё более и более. «Давайте поговорим о любви», - предложила Нина Петровна своим ученикам на уроке литературы. Сначала ребята стушевались, застеснялись, казалось, замкнулись. Но располагающий к беседе голос педагога, звучащий, загадочно, искренне, сделал своё дело. С глубоким пониманием, искренним сопереживанием, неподдельным сочувствием говорили ученики о судьбе Верочки и Алмазова в рассказе А. И. Куприна «Куст сирени». Нина Петровна мастерски направляла суждения детей о значении взаимности в семейных отношениях, о необходимости каждому человеку найти в себе силы, желание, чтобы поддержать любимого в трудной ситуации. В конце урока из уст учащихся звучали высказывания: «Любовь – это семья» или «Любить – значит поддержать в трудную минуту», а ещё «Счастье – иметь семью». Разве этого мало для 45 минут: мотивировать учащихся для таких жизненно важных и ценных выводов. Некоторым людям не дано этого понять на протяжении всей жизни. Наверное, у них не было такого учителя, как Нина Петровна. Она победила в номинации «Мастер своего дела».

И вот момент, когда конкурсные испытания завершились, позади остались переживания и волнения конкурсантов, обсуждения и прения членов жюри. Вокруг – радостные улыбки школьников, слова поддержки коллег, благодарные взгляды родителей. Торжественный момент. Подведение итогов. Оглашение результатов конкурса.

Но это некоторое время спустя. А пока на сцене они – солнечные, искренние, ставшие родными – ученики.

«Наш классный – самый классный!» - заявили во всеуслышание шестиклассники о своём классном руководителе, Олесе Валерьевне Калашниковой. Со сцены звучали слова благодарности учителю, песня в её честь. А главное, ребят поддерживали их родители Ольга Александровна, Ольга Витальевна, Наталья Леонидовна. Такой симбиоз – показатель плодотворной совместной работы, направленной на воспитание детей.

Говорят, что ребята в классе очень похожими становятся со временем на своего классного руководителя. Я в этом убедилась, наблюдая за выступлением десятиклассников, которые признавались в любви своему классному руководителю, Виктории Николаевне Печенко. Такие же креативные, несколько сдержанные в проявлении эмоций, увлекающиеся компьютерными технологиями, стремящиеся к совершенствованию. Они не просто сами говорили, свои слова «вложили» в уста известных актёров, политиков. Причём, ребята привлекли к участию в своём выступлении и Сергея Владимировича, мужа Виктории Николаевны, чем очень её удивили и порадовали. «Наш классный – самый классный!» - завершили своё выступление десятиклассники.

Красивые. Энергичные. Уверенные. Такими мы увидели одиннадцатиклассников на школьной сцене. А как иначе? Самые опытные, самые взрослые, самые – самые, одним словом. Рассказали нам со сцены о своей встрече с любимым классным руководителем, Ниной Петровной Боцех, которая состоится через 10 лет, в 2029 году. Сколько было сказано добрых, искренних слов благодарности в адрес любимого педагога!.. За каждым из слов стоят переживания ребят, волнение учителя, воспоминания о лучших школьных моментах, незабываемых событиях. В конце выступления – море цветов (пусть и из воздушных шариков), слёзы умиления и слова «Наш классный – самый классный!»

И вот на сцене все члены жюри. Директор школы, Ирина Ивановна Гагаринская, оглашает результаты конкурса. Лауреатами стали Нина Петровна Боцех и Виктория Николаевна Печенко. Победителем конкурса «Учитель года – 2019» признана Олеся Валерьевна Калашникова. Зрители взорвали тишину аплодисментами и громким «Поздравляем!»

Конкурс – это понятие относительное. В данном случае выиграли все: администрация школы в том, что имеем в своём коллективе творческих, опытных, мудрых профессионалов; педагоги школы в том, что рядом есть коллеги, которые готовы поделиться личным опытом, своими достижениями, посоветовать пути решения того или иного вопроса; ученики в том, что их обучают высококвалифицированные специалисты, способные не просто дать знания, а научить ребят ими пользоваться в повседневности.

С уверенностью и гордостью за своих коллег могу сказать, что в нашей школе работают педагоги, в полной мере соответствующие требованиям, предъявляемым к современному Учителю.

Елена Викторовна Смага, заместитель директора по учебной работе МКОУ «Тиличикская СШ»